Новости / Змиевская балка: память и имя…
2014-05-06

В мемориальном комплексе «Памяти жертв фашизма» в Ростове-на-Дону открыта новая мемориальная доска, свидетельствующая о том, что Змиевская балка является крупнейшим на территории России местом массового уничтожения евреев в годы Великой Отечественной войны.

  

Есть несколько памятных дат, когда здесь собираются евреи Ростова. Это и 11-12 августа - дни годовщины трагедии в Змиевской балке, и 9 мая – День Победы над фашизмом, и 27 января – международный День Холокоста, который во всем мире отмечают в день освобождения Освенцима. И, конечно, этот особенный день в конце апреля – день Шоа, день Катастрофы и героизма европейского еврейства, когда весь народ Израиля замирает под звуки автомобильных сирен, а евреи в галуте приходят к своим памятным местам – тем, куда их предков семь десятилетий назад вели в колоннах под конвоем…

И символично, что именно в этот день в мемориальном комплексе «Памяти жертв фашизма» главный раввин России Берл Лазар и президент ФЕОР Александр Борода открыли новую мемориальную доску, свидетельствующую о том, что Змиевская балка является крупнейшим на территории России местом массового уничтожения евреев в годы Великой Отечественной войны.

У этой доски – своя непростая история. В 2011 году с фасада траурного зала мемориала была демонтирована установленная здесь семь лет назад мемориальная доска с текстом: «11-12 августа 1942 года здесь было уничтожено нацистами более 27 тысяч евреев. Это самый крупный в России мемориал Холокоста». Эта доска была заменена другой – информационной, содержащей, в том числе, данные о самом мемориале и его авторах и текст о том, что Змиевская балка – это «место массового уничтожения фашистами мирных советских граждан». Понадобилось два напряженных года, ознаменовавшихся бурной полемикой в прессе, десятками общественных дискуссий и «круглых столов», заседаниями специальных комиссий, переговорными раундами и судебными тяжбами, чтобы 9 декабря 2013 года было принято постановление об изменении текста мемориальной доски. Сегодня именно этот, «историко-политический» ракурс проблемы  особенно занимал ряд представителей прессы, присутствовавших на церемонии ее открытия… А собравшихся здесь евреев и их духовных лидеров больше волновали проблемы другого порядка: как сохранить память об этой трагедии, результатом которой стало практически полное истребление целого этноса не только крупного южно-российского областного центра, но и всей Европы. Как передать эту память потомкам – и не допустить  повторения исторической драмы, стоившей жизни шести миллионам мирных граждан.

Процитировав известную фразу публициста и политика эпохи Просвещения Эдмунда Бёрка «Всё, что нужно для торжества зла – это чтобы хорошие люди ничего не делали», раввин Берл Лазар подчеркнул: «Мы всегда говорим по поводу трагедии Холокоста: «Больше - никогда». Но что мы должны сделать, чтобы она действительно не повторилась? К сожалению, мы сегодня видим в мире силы, которые не до конца понимают опасность своей риторики и действий и иногда даже оправдывают то, что происходило в годы Второй мировой войны. Мы прекрасно понимаем, что кроме нацистов было немало людей, которые дали возможность совершить то, что совершалось. В то же время были люди, которые, рискуя собственной жизнью, спасали евреев. Думаю, что именно здесь, в Ростове, и именно сегодня стоит вспомнить Федора Михайличенко, который во время войны в лагере смерти спас маленького еврейского мальчика, ставшего впоследствии главным раввином Израиля. Наверняка сегодня среди собравшихся здесь есть те, предки которых были спасены благодаря героизму таких людей. Они показали нам, что есть возможность бороться со злом. И это – то, что необходимо делать сегодня.

Если мы будем молчать, когда вокруг нас поднимаются силы зла – мы, к сожалению, участвуем в развитии зла. Наша задача – это бороться со злом, говорить об этом, чтобы наш голос громко звучал, когда возникают попытки оправдания или героизации нацизма. И когда мы вспоминаем тех, кто погиб во время войны – это тот самый момент, когда мы можем передать нашим детям и всем народам мира, что вместе мы можем противостоять этим силам зла, что справедливость может и должна победить – и это зависит от нас».

С мемориальной доски снято прикрывавшее ее полотно. На мемориальной доске начертано: «Здесь, в Змиевской балке, в августе 1942 года гитлеровскими оккупантами было уничтожено более 27 тысяч мирных граждан Ростова-на-Дону и советских военнопленных. Среди убитых – представители многих национальностей. Змиевская балка – крупнейшее на территории Российской Федерации место массового уничтожения фашистскими захватчиками евреев в период Великой Отечественной войны».

Более 300 участников церемонии спускаются вниз, к Вечному огню. Порывы сильного, почти ураганного ветра не могут загасить ни его, ни трепетное пламя символических шести свечей, зажженных в память о шести миллионах евреев, погибших в кровавой машине Холокоста. Имена нашедших здесь свой последний земной приют звучат из динамиков и разносятся ветром по карьерам Змиевской балки – те самые рвы, куда падали расстрелянные, куда сбрасывали удушенных газом и отравленных ядом евреев всех возрастов, находятся не только на месте, где возведен монумент и горит огонь. Их намного, намного больше – и здесь, и по ту сторону дороги… Камешки и цветы на мраморной плите. Рвущие душу слова молитвы «Эль мале рахамим» и слова надежды и веры из «Теилим», которым вслед за раввинами вторят пришедшие. Скорбь, боль, память…

«72 года назад в Ростове нацисты сделали очередную попытку «окончательного решения еврейского вопроса», - говорит главный раввин Ростова-на-Дону и Южного федерального округа Хаим Данзингер. -  Это трудно представить, но в течение нескольких дней было уничтожено всё еврейское население Ростова. Вся огромная и сильная еврейская община города. Все евреи – дети и взрослые, женщины и мужчины. Это так страшно, что нормальный человек просто не может это понять и принять. Но мы с вами сегодня собрались здесь – и это говорит о том, что планы нацистов не удались. Мы живы, мы помним и передадим эту память нашим детям. Мы будем жить за себя – и за тех, кто погиб здесь. Будем жить, как подобает евреям – с верой и памятью, строить и развивать нашу общину, растить детей. И передавать эту память им – в будущее».


Инна Шварцман